Возрождение фото портрета

Споры о путях художественной фотографии, которые велись в начало нашего века, нашли отражение в развитии и портрета, и пейзажа, и бытового жанра. Едва ли не нагляднее всего творческие искания сказались в портретной светописи.

Профессиональная портретная фотография оказалась вне пределов искусства. Слава ее, связанная с именами Левицкого, Денвера, Бергамаско, Мигурского, Карелина и других художников, была утеряна. Большинство фотографических заведений стали чисто коммерческими. Владельцы их даже не всегда были знакомы с техникой фотографии, и хотя на «карточках» стояли их имена, работу в павильонах вели наемные мастера.

Только в немногих фотографиях делались попытки избавиться от штампов в съемке и обработке снимков. Создавали комнатную обстановку в ателье. Стремясь удовлетворить вкусы заказчиков, прежде всего из кругов буржуазии, владельцы фотографий обставляли павильоны побогаче. Они вешали бархатные драпри, приобретали резные креста, занавешивали фон коврами, приглашали фотографироваться в костюмах испанских, цыганских, персидских... Для повседневной съемки приобретали бутафорскую мебель и балюстрады из папье-маше, заборчики из березовых веток. Фотографы привлекали посетителей рисованными ландшафтными фонами с пальмами или заснеженными елями, с морской далью или отвесными скалами ущелья.

Что же касается изображения лица, то самым верным средством   поправиться   заказчикам   по-прежнему   оставалась ретушь. На негативах заделывались все неровности, смягчались морщины, «исправлялись» недостатки в чертах лица. Роскошь обстановки съемки и придание красивости лицу – вот что открывало путь к успеху у публики.

Надо ли говорить, какую неприязнь вызывало у ценителей художественной фотографии коммерческое направление, но которому пошли портретисты-профессионалы! Между тем большинство людей именно по «карточкам», выставлявшимся в витринах ателье, судило о состоянии художественной фотографии. Прогрессивные деятели фотографии, естественно, резко выступали против засилья профессиональной рутины. Они возлагали надежды на фотографов-любителей, считая – и считая правильно, – что возрождение искусства фотопортрета в ту пору может стать делом фотолюбителей, а не профессионалов-коммерсантов.

Современные спорт фото.

Эту мысль проводил в своих выступлениях и статьях Н. А. Петров. Вот что писал он в статье «О любительской портретной фотографии». Статья была помещена в первом номере нового журнала «Вестник фотографии» в 1908 году.

«Идеалом портретных снимков большинству любителей служат фотографические карточки, снятые профессиональным фотографом в павильоне, почему для таких любителей нет выше похвалы, как та, когда про его снимок говорят: «Ах как хорошо, совсем как у настоящего фотографа». И, чтобы не отстать от настоящего фотографа, любитель спешит купить себе фон с нарисованной лестницей, колоннами, окнами, каких на самом деле никогда не бывает, овальные маски, пресс для сатинирования, бланки с косым обрезом... Но и это не помогает делу: портреты все-таки выходят неудачными. Главная ошибка таких любителей заключается в том, что их идеал – карточка работы профессионала – в большинстве случаев сам по себе представляет произведение антихудожественное».

Автор статьи призывает отрешиться от подражания ремесленникам и устремить свои способности на поиски приемов раскрытия в фотопортрете «внутренних качеств человека». Не фон, не обстановка, а лицо должно привлекать наше внимание в портрете. По возможности должны быть характерны для данного человека поза, положение фигуры и рук.