Рождение фотопортрета

В пятидесятых – начале шестидесятых годов светопись лишь нащупывала свой путь к искусству. Фотография давала поводы для споров, сама же она находилась, однако, в полной зависимости от техники – несовершенной, сковывавшей творческие устремления художника. С прогрессом техники расширялись и возможности светописи.

Заключая свою статью 1858 года о фотографии, В. В. Стасов писал: «Все сделанное до сих пор фотографиею может считаться прологом, вступлением к настоящей ее истории и изданиям».

В пятидесятых годах прошлого века (книга написана и издана в прошлом XX веке) мокроколлодионный способ фотографирования вытеснил из портретных павильонов съемку на посеребренных металлических пластинах. Новая техника вначале снизила художественное качество изображений в сравнении с дагерротипами. Снимки печатались на так называемых соленых бумагах, не передававших тонких переходов светотени. «Карточки» приходилось не только ретушировать, но даже подрисовывать. Спустя, однако, несколько лет, к концу пятидесятых годов, лучшие фотографы уже достигали в портретных снимках известного изящества. Портреты на бумаге теперь не уступали дагеротипным.

Ничего нового в композиционное решение снимков мокроколлодионный способ не внес. Не изменило коренным образом характера портретов и появление в конце семидесятых годов сухих броможелатиновых пластинок, упростилась только подготовка к съемке. Уменьшилась выдержка, несколько обогатилась тональная передача цвета в сравнении со съемкой на пластинках с мокрым светочувствительным слоем. В портретной фотографии, однако, продолжали господствовать те же приемы композиции, какие были выработаны раньше...